Рационализм – стиль, свободный от пережитков прошлого

2

В конце XIX, а позже, в первой половине XX века, двое абсолютно не знакомых архитекторов независимо друг от друга начали активно продвигать в своих странах новый стиль. Оба придерживались идеи функционального пространства и простых форм, не обременённых элементами стилей предыдущих эпох в искусстве. Италия, ослабленная войнами, довольно холодно отнеслась к столь радикальным идеям. Рационализм продвигался медленно, вызывал массу возмущений и споров. Российская империя, наоборот, лояльно приняла веяние и позволила развиваться ему наряду с более популярным в СССР конструктивизмом.

Черты стиля

Рационализм, как представитель архитектурного модернизма, имел большинство характерных черт развивающихся параллельно стилей. Слишком многим новаторам по всему миру пришло в голову принести архитектуру предыдущих поколений в жертву техническому прогрессу. Сложно назвать особенности рационалистического стиля уникальными. Вот главные из них:

  • Техницизм. Стремительное развитие механизмов интересно повлияло на понятие эстетичности у общества. Роль техники возросла, в крайних случаях её даже прославляли. Впервые бытовые приборы обрели еще и декоративную роль.
  • Отказ от декора. Помпезные украшения не вписывались в новаторское понятие функциональности. Более того, сознательное отрицание многих архитектурных элементов позволило по-новому взглянуть на простые формы.
  • Психологическое восприятие. Попытка оспорить необходимость фундамента, привязанного к земле, вызвала фурор. Идея была раскритикована и оспорена, но получила благодушное звание «нового слова в науке». Рационалисты обыгрывали геометрические фигуры, придавали асимметричность строениям.
  • Утопическая подоплека. Рационализм не преследовал модные тенденции. Архитекторы вовсю увлеклись идеей организации пространства, выдвигали реформистские предложения по упразднению стандартной структуры города. Земля в их понимании выступала площадью для земледелия, передвижения и досуга. В то время как жилплощадь можно было вознести в небесную высь.

Рационализм в архитектуре

Архитектура

Аксиомой рациональной архитектуры стал принцип продвижения на первый план значимости композиции здания.

Архитекторы боролись за упразднение бесполезных элементов, скрывающих истинное назначение искусства возведения строений.

Были выработаны некоторые принципы, которых старались придерживаться лидеры и последователи рационализма.

  • Простота форм. Понятие красоты было переработано в сторону эстетического превосходства прямых линий над вычурностью декораций неостилей. Декоративный элемент заключался, прежде всего, в грамотном обыгрывании пространства и цвета. Примитивные геометрические фигуры легли в основу архитектуры, стимулируя деятелей того времени делать акцент на функциональном и композиционном превосходстве построек.
  • Свет. Окна максимально пропускали солнечные лучи, имели квадратную либо прямоугольную форму, тонкие рамы и большие размеры. В моду вошли балконы и лоджии, двери создавались из однородных материалов, утеряли витражные вставки и рельеф.
  • Гармония конструкции и художественной отделки. Применяемые материалы являлись важным дополнением композиции. Только правильное сочетание технических характеристик и функционального назначения могло придать завершенность возведенному зданию.

Интерьер

Панорамные окна появились именно в период развития рационализма.

В интерьере царил подчеркнутый минимализм. Предметы же интерьера имели строгое функциональное назначение, не захламляли комнату. Главным в помещении стало обилие света и пространства, мебель была отодвинута на второй план.

Отделка стен и полов

Узорам и рисункам не было места на отделочных поверхностях. Обои и краска однотонные, часто неярких светлых цветов. Напольное покрытие также без излишеств, более тёмное, обычно представляло собой линолеум или ламинат, который появился позже, реже плитку с неброским геометрическим орнаментом.

Интерьер в стиле рационализм

Наполнение комнат

Небольших размеров и правильных форм, мебельные гарнитуры группировались по функциональному назначению. Каждый предмет мебели визуально можно было вписать в один или несколько квадратов. Бытовые приборы вписывались в общий интерьер, строго подбирались по цвету и форме.

Картины и статуэтки были редкостью. Их популярность развилась уже после периода царствования рационализма. Прогрессивная Европа подхватывала и развивала заложенные идеи, художники и скульпторы находили применение авангардизму в своём искусстве.

Деятели

Скульптура рационализмаРационализм – одно из направлений, вышедших в свет благодаря упорству и идеям архитекторов. Интересный факт: в СССР архитектурный метод появился раньше других стран и продержался недолго. Новая политическая система ценностей не ужилась с утопическим пониманием рационализации пространства. На второй родине – Италии – стиль, напротив, пустил корни благодаря сменившемуся политическому режиму. Архитекторы преследовали разные идеи, считали себя первооткрывателями, подрывающими важность фундаментальных основ. Своим нестандартным мышлением они сделали вклад в стремительное развитие архитектурного модернизма.

  • А.К. Красовский. Орденоносный преподаватель учебных заведений по десятку дисциплин, передовой инженер, член строительной конторы министерства стал родоначальником рационального стиля. Он предложил новую основу для истин науки архитектуры:
  1. Цель строительства здания – потребности, которое оно призвано удовлетворять.
  2. Свойства используемых материалов – способ достижения цели.
  3. Экономия – возможность удовлетворения потребностей.
  • АСНОВА. Первая творческая организация в советском градостроительстве возникла на идее синтеза архитектуры и прочих видов искусства. Члены «ассоциации новых архитекторов» противопоставляли себя конструктивистам. По их мнению, архитектурные элементы должны были не только рационально обосновываться. Важную роль играло эстетическое восприятие этих элементов.
  • Н.А. Ладовский. Творческий лидер АСНОВА очень интересно подходил к системе образования. Он запрещал своим ученикам смотреть примеры работ, на консультациях поправлял и комментировал эскизы, не беря в руки карандаш. Идеи его подопечных должны были основываться исключительно на воображении. Среди сохранившихся работ Ладовского жилой комплекс на Тверской улице, наземный вестибюль и перронный зал двух станций московского метро.
  • Группа «7». Итальянское объединение возглавил молодой архитектор Джузеппе Терраньи. В его понимании, среда для существования здравого общества должна была иметь минимум общего с прошлым. Группа активно боролась с господством неостилей, продвигала многочисленные проекты. Большинство из них оставалось неутвержденными, однако, это не останавливало прогрессивных энтузиастов. Первым достижением коллектива стал памятник павшим в Комо по эскизу почившего архитектора-футуриста Антонио Сант-Элиа. Карьерным толчком Терраньи послужил скандальный проект жилого дома «Novocomum». Позже шумиха улеглась, проектируемые новатором здания, наконец, стали приносить ему славу.

Лучшей работой итальянского архитектора стал Дом Фасций. Позже многие авангардисты других стран успешно его копировали.

виниловый ламинатВиниловый ламинат в Леруа Мерлен: что это такое и почему данный продукт так популярен.

Польская плитка для ванной: особенности данно1 продукции читайте в этой статье.

Модульные картины для интерьера: http://trendsdesign.ru/home/liv/modulnye-kartiny-kak-yarkij-element-dekora-v-gostinoj.html

Философия нового времени: рационализм

Выводы

Рационализм относительно слабо проявил себя на фоне мировой архитектуры. Из всей группы модернизма он достиг наименьших высот на градостроительном поприще, но стал основой и примером для некоторых стилей. Так зародился и скандинавский стиль, стиль хай-тек, которые были продолжением минимализма, но на просторах бывшей Скандинавии. Китайский стиль тоже можно считать продолжением рационализма, хоть сам стиль мало что имеет общего с культурой СССР.

Читайте также про классический стиль в архитектуре и ар-деко в архитектуре.

Поделиться
Записи по теме
2 комментария
  1. Екатерина -

    Не люблю лишние украшения, всякую сентиментальность, которая со временем становится активным сборщиком пыли в квартире. Поэтому данный стиль мне по-настоящему близок и понятен. Здесь нет ничего лишнего, только то, что функционально необходимо. Продуманность деталей делает помещение комфортным и приятным, вряд ли находится в таком интерьере быстро надоест.

  2. Елена -

    Очень вдохновляет этот стиль. В будущем планирую сделать гостиную в этом стиле с добавлением картины в стиле поп-арт, думаю, на темно-серых строгих стенах это яркое пятно, будет смотреться круто)) Для меня этот дизайн близок к минималистическому и это его огромный плюс. Нет нагромождения, «давления» на жителя квартиры или гостя, в общем пережитки прошлого прощайте))

Комментировать