Привлекательная загадочность китайского стиля

2

Китайский стиль – один из наиболее известных и популярных представителей этнической группы. Воссоздание традиционного интерьера подразумевает глубокое проникновение в тонкости философии Китая. Понимание основы вещей, осознание гармонии индивидуума и окружающей природы – те принципы, что делают культуру Страны восходящего солнца уникальной во всех отношениях.

История возникновения

Почтенный возраст китайской цивилизации обуславливает обособленное становление собственной неповторимой культуры. Китай во все времена поддерживал торговлю с другими государствами, однако предпочитал ничего не заимствовать у чужеземцев. Падкие на диковинки европейцы тащили сувениры из всех уголков мира, до которых смогли доплыть или доехать. Это обусловило моду на некоторые восточные предметы быта, начавшуюся в конце XVII века и зачавшую развитие китайского стиля.

Любовь ко всему китайскому получила название «шинуазри», быстро распространившись среди портных, архитекторов, художников.

Современное направление нового и новейшего времени

Официально шинуазри считается ветвью стиля рококо. Классификационному объединению двух настолько разных направлений послужила неосведомленность деятелей искусства. Скудность знаний и поверхностный интерес привели к формированию китайского стиля на основе воображения и домыслов.

китайский интерьер

Стилевые элементы, интегрированные в культуру Европы XVIII века:

  • Фарфор. До открытия европейских фарфоровых фабрик аристократия облюбовала посуду, привезённую с дальнего востока. Хрупкий и утонченный сервиз был удобен в использовании, легко отмывался в отличие от изделий из серебра и золота. Украшение комнат пополнилось расписными фарфоровыми вазами разных размеров.
  • Пагоды. С интересом к чайным церемониям начали появляться чайные домики, стилизованные на китайский лад. Самым масштабным примером стала деревня в Александровском парке, строительство которой заказала Екатерина Великая. Грандиозный проект не был завершен в связи со смертью королевы. Отстроенная часть, включающая десять домов из восемнадцати запланированных, была позже видоизменена по приказу Александра I не в пользу восточного стиля.
  • Узоры. Понятие китайской росписи у художников было весьма растяжимое. Это не помешало украшать «живописью под Китай» ширмы, обои и посуду. Узоры наносились на новомодные веера и зонтики от солнца, на табакерки и вазы.
  • Ткани. Изысканные платья для дам шились из яркого узорчатого шелка, пришедшего из Китая одновременно с фарфором. На этом проявление китайского стиля в одежде заканчивалось. Европейским леди и их придворным портным не были известны традиционные «ципао», лишенные корсетов и пышных юбок.

чаепитие в китайском стиле

Новейшее время приняло «китайщину» как один из многих этнических стилей, способный принести прибыль в развлекательной сфере. Рестораторы и владельцы казино вкладывают большие деньги в экзотику, манипулируя тягой общественности к необычному. Часто используется стиль южных земель Китая, подразумевающий обилие украшений и яркость красок.

Архитектура

Китайское зодчество примечательно неизменностью архитектурных форм, прошедших сквозь века и династии. Архитектор — одновременно мыслитель и художник, глубоко проникающий в суть вещей и природы материалов. Здание и его отдельные элементы – символы, направленные на гармонию и процветание.

китайская архитектура

Традиционные жилые дома вмещали под крышей несколько поколений одной семьи. Соблюдение личного пространства заключалось в наличии у каждого семейства собственного двора. Планировка была одинакова в крестьянских жилищах, в императорских дворцах и храмах.

особенность крыш в китайской архитектуре

Наиболее известное наследие китайской архитектуры – пагоды. Каждый ярус такого дома имел свою черепичную крышу с пологими скатами и приподнятыми углами. Количество этажей символизировало состоятельность владельца пагоды.

В архитектуре Поднебесной есть два стиля – северный и южный. Их единственное различие – изогнутость и орнаментация крыш.

Отличительные черты южного направления:

  • Большой радиус кривизны. Крыша прогибается, задирая кверху карниз.
  • Изобилие украшений. Коньки густо усыпаны фигурками мифических животных и божеств.
  • Повсеместная орнаментация. Всё, что не покрыто черепицей, щедро украшено узорами и резьбой.

китайский ресторан

Северная архитектурная школа более сдержана. Изгиб крыши еле заметен, небольшие стилизованные фигурки изредка встречаются на коньках. Орнамент незатейлив, часто отсутствует или неприметен издалека.

Китайская архитектура в Европе

Шинуазри, начавший своё становление в России, модной волной пронёсся по европейским государствам. Некоторые страны еще сохранили архитектурное напоминание о попытках внедрения элементов китайской культуры в градостроительство.

китайская часовня

Основные исторические памятники шинуазри

  • Китайская деревня в Швеции. Король государства Ульрик был оригинален в плане выбора подарков. Однажды его жена получила на день рождения китайский павильон. Постройка возымела успех и вскоре разрослась целой деревней. Позже архитектор Антонио Ринальди начнёт возведение аналогичной деревни по заказу впечатлительной Екатерины II.
  • Китайский чайный домик в Пруссии. Строение возвели в связи с приобщением императора Фридриха Великого к развивающейся традиции чаепития. Помпезность домика превзошла все ожидания, в наше время считается ярчайшим примером безвкусицы за всю историю моды на восточную тему.
  • Китайский дворец. Проект архитектора Антонио Ринальди, являющийся дополнением к деревне, заказанной всероссийской императрицей. В китайском стиле было выполнено всего несколько интерьеров. Позже в XIX столетии здание заполучило второй этаж и видоизменённый фасад.
  • Каменная опера. Второй знаменитый проект Ринальди, представляющий собой летний театр для господ. После смерти императрицы сцена стала пустовать, а само здание получило плоское название «Китайский театр». Постройка сгорела в XX веке, с тех пор стоит без надежды на реставрацию в гуще Александровского парка.
  • Большая пагода в Великобритании. Здание, облюбовавшее место в королевских садах, действительно походило на настоящую китайскую постройку. Заслугой этому поспособствовало личное ознакомление архитектора Уильяма Чемберса с архитектурой Китая. Эскизы, привезённые зодчим из далёкого края, использовались в качестве базы для полёта фантазии других архитекторов.

китайский храм

Интерьер

Основная идея обустройства быта – простота и лаконичность, дабы не мешать единению жителя Поднебесной с окружающей его природой. В интерьере ярко выражен минимализм, мебель очень низкая, присутствует в небольших объемах. Полки с вещами скрываются за неприметными дверями-ширмами, имитирующими стены.

Главная слабость народа небесной империи – свет. С появлением электричества комнаты стали обильно оснащаться лампочками. Китайцы не выключали свет даже на ночь.

Фэншуй

Даосская практика освоения пространства возникла в качестве философского течения, ставила перед собой цель находить и использовать во благо энергию «ци». Система пяти элементов являлась классификатором человека и окружающих его объектов, видов жизнедеятельности, направлений и частей света. По атрибутам стихий определялась степень гармонии в конкретном подпространстве, вычислялись способы её повышения.

спальня в китайском стиле

Современное веяние расставлять предметы быта согласно потокам энергии издалека напоминает шинуазри. Схожесть возникает в попытке перестроить полученные знания на новый лад без глубинного вникания в суть тонкого искусства.

Цветовая гамма

Роли цветов отведено значимое место в традиционной китайской культуре. Между пятью первоэлементами, основой всего существующего, и цветом существует нерушимая связь. Следуя принципу пяти элементов, китайцы украшали дома, выбирали одежду и пищу.

гостиная в китайском стиле

Образцовые цвета

  • Черный. Соответствует стихии воды. В Книге Перемен считается цветом Небес.
  • Белый. Стихия – металл. По древним поверьям отражает природу чистоты и сияния, часто ассоциируется с золотом. Традиционно это и цвет траура, следует осторожно относиться к его использованию в интерьере.
  • Красный. Символ огня. Обозначает радость, удачу, достаток. Наиболее почитается китайцами, используется на собраниях и празднествах.
  • Желтый. Цвет земли, самый красивый и благородный. Он порождает Инь и Ян, становясь в центр всего. Излюбленный цвет императоров, символизирует роскошь и богатство. Почитаем в буддизме, олицетворяет свободу от тревог.
  • Сине-зеленый. Соотносимый элемент – дерево. Представляет весну, наполнение мира силой и жизнью. Ныне применяется декораторами в небольших количествах, с целью показать стремление хозяина дома к успеху и достижениям.

современная гостиная в китайском стиле

Материалы

Китайский стиль относится к этнической группе, это подразумевает использование исключительно натуральных материалов, взятых непосредственно из окружающего мира.

  • Основой многих вещей выступал бамбук. Изобилие прямых углов у мебели обязано неспособности бамбуковых палок гнуться.
  • Второе по значимости сырье – древесина твёрдых пород. Популярен был сандал, плотный и устойчивый к гниению. Он используется для создания шкафов, столиков, вычурных перегородок, шкатулок. Секретная технология лакировки мебели поражала общественность даже больше тайной техники изготовления фарфора.
  • Столешницы некоторых предметов мебели состояли из цельных плит мрамора. Его природный узор получил высокую оценку у стремящихся к красоте природы азиатских эстетов.

кабинет в китайском стиле

Полы, стены, потолки

Классическим решением для покрытия стен будут однотонная штукатурка или краска светлых пастельных тонов. Обои – диковинка, привезённая из той же Поднебесной. Стоит выбирать тонкий узор, содержащий характерные изображения пионов, бамбука и птиц. Ручная роспись стены природными мотивами позволит наиболее близко подойти к воплощению восточной тематики.

интерьер дома в китайском стиле

На пол стелется темный массивный брус, желательно с красным оттенком. В качестве альтернативы послужит крупная каменная напольная плитка. Ковры заменяются простыми плетёными циновками.

Изюминка потолков в китайских домах – многоступенчатая неоднородность. Большое количество сужающихся кверху уровней имитировало эффект присутствия неба в помещении. Гипсокартон поможет частично смоделировать столь немаловажную деталь оформления.

диван в китайском стиле

Окна

Стандартное окно представляет собой лаконичную прямоугольную раму, затянутую тонкой матовой бумагой, заменяющей стекло. В некоторых домах, несущих декоративную ценность, встречаются круглые, шестиугольные или арочные окна. Расписные красочные ставни несут исключительно эстетическое значение.

Декор и аксессуары

Все декоративные предметы внутреннего убранства объединяет направленность на природные мотивы. Роль человека в картинах и росписях ничтожно мала в сравнении с великолепием гор и лесов. Украшения гармонично вписаны в интерьер, не выделяются, но подчеркивают единство общей композиции.

обеденная зона в китайском стиле

Основные стилевые атрибуты

  1. Фарфоровые и керамические вазы, фигурки, посуда.
  2. Бамбуковые, бумажные, текстильные салфетки, коврики, веера и ширмы.
  3. Кованые металлические поделки.
  4. Необрамленные картины с изображением пагод, скал, карпов, журавлей.
  5. Живые цветы и карликовые деревья «бонсай» в горшках.

столовая в китайском стиле

Традиционность китайского стиля в видео

дизайн маленькой ванной комнатыДизайн маленькой ванной комнаты.

Что такое искусственный мрамор вы прочтете тут.

Дизайн комнаты в общежитии: http://trendsdesign.ru/home/liv/tonkosti-sozdaniya-interera-dlya-komnaty-v-obshhezhitii.html

Выводы

История развития культуры Китая насчитывает не один десяток веков. Поразителен факт отсутствия стилевого смешения, как это было в Европе (ар деко, барокко). Открытие технологий создания и обработки природных материалов заставило многие государства завидовать и предпринимать попытки их копирования. Эволюция стиля заключалась в совершенствовании уже существующего быта без нарушения устоев, полностью удовлетворявших бытовые и эстетические потребности.

Поделиться
Записи по теме
2 комментария
  1. Слава -

    Все-таки, китайский стиль нравится и нравился, раз во многих странах настроили зданий по этому типу. Эти здания отличаются необычностью и красотой. Китайцы — вообще молодцы. Что удивляться? Сколько всего вышло из Китая! Красного цвета только много, нас он немного разхдражает, а у них вот символизирует достаток. А уж они очень заморочены на всяких суевериях.

  2. Termit -

    Как и положено одной из древнейших цивилизаций, Китай имеет один из лучших и неповторимых стилей для дома, но то что сейчас смотрится как стиль и мода, много столетий назад было как простой дом для работника\крестьянина. Идеальное исполнение и внимание к деталям очень притягивают и дают визуальное наслаждение, сам интерьер является продолжением архитектуры дома, что в сумме дает уникальный рисунок самой страны.

Комментировать