Модернизм – это стиль в живописи, архитектуре, литературе, искусстве
Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр.) означает «новый», «современный». Это движение стало переломным по содержанию. В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций. В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др.). Таким образом, «модерн» и модернизм – это два разных понятия.
История возникновения
В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин – популяризировать работы живописцев. Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Начинают бурно развиваться новые течения, в свою очередь, порождавшие другие модернистские движения. Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма.
Каждое из течений имело свою идейную, эстетическую, художественную и стилевую специфику, но их общей тенденцией стал протест против социально-деструктивных процессов, происходящих в буржуазном обществе и отказ от канонов реализма и романтизма.
«Сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности», – призывал Маяковский-футурист. Похожие лозунги и призывы звучали от модернистов разных школ и течений искусства XX века.
Революции и войны, в которые втянуто большинство стран мира, способствуют пересмотру прежних представлений о цвете, форме, красоте и пространстве. Париж становится центром паломничества для художников со всего мира. Знаменем нового века становятся стремление к резкой, разрушительной деформации, поиск новых, экспериментальных форм выражения.
Читайте также про художников поп-арт.
Черты стиля
Ощущая дисгармонию мира, нестабильность положения художника в капиталистическом мире, несвободу, модернисты отрицают способность предшествующей культуры противостоять новому миру, полному хаоса и разрушений. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и запечатлеть то, что происходит в современном им мире. Маньеризм остался далеко в прошлом.
Отсюда и главная черта модернизма – антитрадиционализм, порой даже воинствующий. Причём это сказывается во всём: в эстетике, в принципах, изложенных в программах и манифестах (к примеру, один из манифестов футуристов назывался «Идите к чёрту!»).
Экстравагантность, эпатаж, иррационализм – постоянные спутники модернистов.
В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым. Мрачный колорит, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, сознание неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Ф. Кафка, А. Камю), театре (Э. Ионеско, Ж.П. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Шенберг, К. Пендерецкий). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма, исторического тупика.
Русские модернисты воспринимались советской критикой враждебно из-за отказа от классических традиций, субъективизма и абсурдности, стремления стереть границы между искусством и действительностью.
Архитектура
Архитектурный модернизм – переломное по содержанию движение в архитектуре XX столетия. Оно связано также с отрицанием прошлых форм, методов, конструкций и обновлением старого стиля. Охватывает период, начиная с самого начала века и до 70-80 г.г. (в Европе), когда на смену пришли новые тенденции в архитектуре(как Деконструктивизм). Общее модернистское движение включает в себя несколько архитектурных стилевых направлений:
- европейский функционализм (20-30-е годы);
- советский конструктивизм и рационализм 20-х годов;
- «баухауз» в Германии;
- стиль ар-деко;
- интернациональный стиль;
- брутализм;
- органическая архитектура.
Всё это ветви одного дерева – архитектурного модернизма. Общее кредо – созидание нового, соответствующего сегодняшнему дню. Установка на новизну архитектурных сооружений является первостепенным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи, касающиеся внешних и внутренних форм конструкции.
Главные принципы архитектурного модернизма:
- применение современных строительных материалов;
- функциональный подход к решению внутреннего пространства сооружений;
- отсутствие украшений в декоре;
- отказ от исторических реминисценций в облике конструкций;
- «интернациональный характер» сооружений.
Архитектурный модернизм базировался на новейших достижениях и открытиях научно-технического, промышленного прогресса, на передовых идеях своей эпохи. Социальные идеи архитекторов-модернистов отличались явным демократизмом и даже «левизной» во многих декларациях и манифестах.
Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «неостили»: отечественный модерн, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, ар-нуво во Франции и неоклассицизм. Последующий стиль – постмодернизм – призывал архитекторов вернуться к традиционным истокам и не выдвигать на первый план функциональность сооружений.
Интерьер
Модернизм предполагает использование самых передовых идей в разработках интерьеров зданий. Приветствуется применение стекла, пластика, металла. Основная черта – чёткая геометричность пространства.
Как уже было сказано, модернистский стиль не привязан к какой-либо истории или национальности. Он максимально демократичен и интернационален. Стремление к функциональности и минимализму – это основное в интерьере. Зато приветствуются разнообразные эксперименты с цветом и формой, а также игра с пространством. Тем не менее, практичность, удобство помещения ставится во главу угла.
Для стен в стиле модернизм характерны разнообразные конструктивные элементы: сборные и разборные, алюминиевые или железобетонные, арочные, балочные или винтовые. Важно, чтобы в основе их использования лежали логика и целесообразность.
Потолок
Как правило, белый или светлых оттенков, зачастую с глянцевым эффектом. В большинстве случаев создаются многоуровневые несимметричные потолки для создания эффекта игры с пространством.
Напольное покрытие
Выбор обусловлен назначением комнаты. В остальном – ограничений нет. Орнамент, текстура – строгие и чёткие. Если выбирается ковёр, то он должен быть ярким, однотонным, геометрической формы. Ковролин – нейтрального цвета.
Мебель
В интерьере, предлагаемом модернистами, должна присутствовать мебель массового производства. Возможны и оригинальные конструкции с контрастным сочетанием цвета и фактуры. Для отделки мебели используются пластик, стекло, хромированные и никелированные материалы. Одна из особенных примет стиля – отделка мебели искусственной кожей.
Декор
В элементах декора ощущается постоянная борьба со старыми стилями. Если используются шторы на окнах, то они должны быть выполнены из необычных тканей. Или же совершенно нейтральные, практически незаметные, чтобы акцентировать внимание на интерьере в целом.
Цветовая гамма
Предпочитаются нейтральные тона, часто в сочетании с перламутровым, серебристым или цветом «металлик». Уже ближе к постмодернизму добавляются яркие, насыщенные цвета.
Немаловажная деталь модернистского интерьера – неординарные картины и фотографии, развешенные на стенах. Естественно, что такой интерьер украшают картины художников-модернистов.
Игра с пространством создаётся путём установки конструкций-трансформеров: разноуровневый пол, свободная планировка, акцентированные оконные и стенные ниши. Раздвижные или складчатые двери и многофункциональная мебель способствуют быстрому изменению пространства. Окна – важная часть интерьера: должны быть огромными, иногда на всю стену.
В модернизме акцентируется внимание на тех конструкциях, которые в обычном интерьере пытаются скрыть. Это лестницы, отопительные трубы, различные балки. Если эти элементы и декорируются, то с сохранением их естественности.
Если говорить в целом, то модернизм – это уход от условностей и канонов, поэтому, создавая подобный интерьер, хозяин подчёркивает тем самым аналогичный интерьеру образ жизни. Стиль идеально подходит молодым людям, пропагандирующим «new style», а также всем желающим получить динамику и практичность в общем интерьере дома.
Скульптура
Живопись модернизма была богатой и разнообразной, однако скульптура нередко оспаривала её первенство, зачастую находя собственные пути и решения. К примеру, экспрессионизм в скульптуре был менее ярким и значительным, достигнув своего апогея в живописи в эпоху возрождения. Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.
Уже после 1945-го года и в живописи, и в скульптуре появились эпичность, масштабность (К. Бранкузи), которые расширили диапазон скульптуры и развили само понятие в другом направлении. Теперь уже важными стали две тенденции: упрощённость форм и родство с архитектурой.
В скульптуре модернизма присутствуют обтекаемые и органические формы (изгибы, напоминающие человеческое тело).
Шедевр советского модернизма – масштабная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», выставленная в 1937 году в Париже.
Среди зарубежных скульпторов-модернистов выделяется имя Джорджа Сигала, создававшего свои знаменитые фигуры из гипса и полиестера.
Модные веяния
Уже в самом начале XX века под влиянием бурных процессов в мире и искусстве свежие веяния проникли и в моду. Новая мода попала во власть чистой геометрии. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. Появляются новые имена в мире моды. В 1920 году в Париже открыла свой модный салон авангардистка Соня Делоне, которая украшала свои модели яркими узорами разных геометрических форм. Уже через 10 лет засверкала новая звезда – Коко Шанель, уделявшая значительное внимание ювелирным украшениям. Под её влиянием рождается новый женский идеал – самостоятельная, независимая дама, равноправный партнёр мужчины. Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов. Возникло новое направление в мире моды – «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры.
После 1930-х г. дамская мода несколько смягчается, становится более женственной. Ювелирное искусство также спешит вслед за модой: появляются разнообразные броши, подвесные кулоны, серьги и браслеты чётких геометрических форм. В эти годы среди ювелиров, почувствовавших новые веяния в искусстве, на первый план выходит мастер Луи Картье, стоявший у истоков стиля «ар-деко.
Деятели
Утрату традиционных ценностей, характерную для культуры XX века, легче всего проследить в живописи. Это особенно заметно у мастеров, жизненный путь которых совпал с переломными моментами эпохи.
Наиболее значимыми художниками модернистских направлений стали: Анри Матисс («Севильский натюрморт», «Танец», «Музыка», «Красная комната»); Амедео Модильяни, изображавший женские портреты; Пикассо («Женщина с веером», «Авиньонские девушки»); В. Кандинский (основоположник абстракционизма).
Наивысшим выражением крайностей модернистского искусства вошла в историю картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат».
Начало XX столетия в русской литературе ознаменовалось появлением целой плеяды поэтов – модернистов. Это и символисты (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З.Гиппиус и др.); акмеисты (А. Ахматова, О. Мандельштам); футуристы (В. Хлебников, В. Маяковский).
Все они оставили богатое наследие, которое отражает мироощущение и философские концепции той эпохи. Зарубежная литература ознаменовалась появлением нового стиля, называемого «потоком сознания», представителями которого являются В. Вульф и М. Пруст.
Инновационные модернистские течения не обошли стороной и музыкальное искусство. Среди композиторов-новаторов можно отметить такие имена, как Р. Штраус, К. Дебюсси, Ян Сибелиус, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович.
Узнать размеры напольной плитки, а также виды вы сможете перейдя по ссылке.
Как уложить теплый пол под плитку вы узнаете в этой статье.
Обои в Леруа Мерлен: https://trendsdesign.ru/materialy/oboi/oboi-lerua-merlen.html
Если бы жил Гауди…
Выводы
Итак, главной особенностью модернистского искусства стал отказ от традиций и поиск новых форм и концепций. Стилевое новаторство становится самоцелью. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Модернизм во многом определил пути современного искусства. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Так появился однотонный дизайн обоев для кухни и других комнат, создавались узкие прихожие с дизайном строгого модернизма и так далее.
Читайте также нашу статью о художниках классицизма.
Мне нравится модернимзм в архитектуре, я влюблена в сиднейскую оперу, невероятно красивое здание. И в дизайне интерьеров тоже, я люблю отсутствие вычурности и помпезности в модернизме, люблю его простату. Думаю, что модернизм действительно отражает дух времени в дизайне, ритмичность и быстроту перемен нынешней эпохи. Простые линии и спокойные цвета идеальное сочетание для любого интерьера.
Модернизм в наше время уже успел стать в какой-то степени и классикой. Дизайн сиднейской оперы, немецкий баухауз и ар деко попали на страницы всех энциклопедий посвященных дизайну и архитектуре. Мне очень импонирует этот стиль. Я живу в однокомнатной квартире, свободного пространства очень мало и я чтобы его как-то зрительно расширить сделала дизайн в стиле модернизма, убрала ненужное, у меня все просто и компактно и я этим очень довольна.