Неоклассицизм в архитектуре, живописи и музыке (неоклассика)
Древнюю Грецию по праву называют «колыбелью цивилизации». Она подарила миру замечательные памятники искусства и архитектуры. Не удивительно, что эстетика и каноны античности стали основой явления, охватившего большую часть Европы в XVII-XVIII веках, – классицизма. Спустя столетие начинается новый виток развития направления и стиля, получившего своё название, – неоклассицизм.
История возникновения неоклассического стиля
Неоклассицизм – художественное явление, которое понимается на Западе и Востоке по-разному.
Неоклассицизм в России – русское направление
В русской культуре неоклассикой принято называть группу стилистических направлений, господствовавших на рубеже XIX-XX веков. Их объединяет обращение к истокам искусства античности, стиля Ренессанса, классицизма (а в музыке – барокко). В России (и Германии) неоклассицизмом называют ретроспективный стиль начала XX столетия.
Появился неоклассицизм в противовес возникшему в конце XIX века архитектурному стилю модерн, не сумевшему обрести монументальность и завоевать главную стилистическую арену. И уже в самом начале двадцатого столетия грёзы по образцовому прошлому вылились в течения, получившие обобщённое название, – ретроспективные.
Толчком к восхождению неоклассического стиля стал цикл статей художника и критика Александра Бенуа (1900 г.), восхвалявшего неповторимую красоту старого Петербурга. Так внимание общественности было привлечено к уже забытому классицистическому наследию.
Сначала движение охватило Санкт-Петербург, затем Москву, далее проникло и в провинциальные города.
Архитектура Санкт-Петербурга
Однако более глобально стиль выразился в архитектуре северной столицы, поэтому многие считают это явление специфически петербургским. В противовес модерну и другим новомодным стилям неоклассицизм возвратил невский город к своим корням.
Западный неоклассицизм
В западном искусствоведении этот термин используют в архитектуре и живописи по отношению к классицизму, возникшему во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Европейский неоклассицизм (т. е. новый классицизм) включает в себя несколько направлений, начиная от стиля ампира и заканчивая поздним бидермейером.
Не следует путать два понимания термина: западноевропейское и русское.
Французы называют классицизмом стиль XVII века (стиль Людовика XIV), а неоклассицизмом – стиль второй половины XVIII столетия, т.е. стиль Людовика XVI. Для российских и немецких искусствоведов традиционный классицизм – явление XVIII века, а под неоклассицизмом понимается ретроспективизм начала XX столетия. Такое двойственное понимание нового классицизма не раз вводило в заблуждение начинающих специалистов.
Особенности архитектуры
Наиболее ярко неоклассицизм проявился в архитектуре. Во Франции он нашёл отражение большей частью в проектах общественных зданий, которым придавались суровые, тяжеловесные формы. В Англии же в этом стиле строились в основном частные усадьбы и городские дома.
Манера английских архитекторов кардинально отличалась: формы строений, наоборот, были лёгкими и изящными, а интерьер – ярким и декоративным.
Следует упомянуть о значимом в Англии стиле, называемым «стилем Адама», творцом которого считается Роберт Адам (1728-1792). В 1754 году он совершил путешествие в Италию, после чего стал страстным поклонником античности. Стиль Адама был легко узнаваем и отличался своеобразием.
Сторонники русского неоклассицизма исходили больше из собственных традиций, хотя черпали свои формы и принципы в великом античном искусстве Греции, Рима, в архитектуре эпохи Возрождения и русско-французского классицизма XVIII-XIX веков.
Чем отличается неоклассика от классицизма
Важно отметить, что русский неоклассицизм, основываясь на старом, добром классицизме, всё-таки во многом отличается от него.
Новые классики часто смешивали образы, сюжеты и мотивы античности и Ренессанса, стремились выразительно подчеркнуть классические формы и детали или, напротив, резко сократить их.
Даже материалы использовались иные: естественный камень, а не белые отштукатуренные колонны.
Неоклассицисты опирались на ордерную систему, соблюдали пропорции, стремились к уюту и гармонии. Украшали здания фронтонами, листьями, раковинами, античными фигурами.
Однако интерпретация античных мотивов была несколько иная: это был не идеал, а условный код, через который воспринимался и отражался реальный мир. Зачастую решения неоклассиков называли античной реминисценцией.
Главные отличительные особенности архитектуры неоклассицизма:
- изящность;
- лёгкость;
- прямолинейность.
Кризис модерна: отличия от классического
Как уже было сказано, в конце XIX века в Европе и России сформировался абсолютно новаторский стиль, называемый модерном. Его отличали такие особенности, как:
- отказ от прямых линий и углов;
- использование новых технологий и материалов (стекло, металл);
- сочетание эстетики и функциональности в архитектуре строений;
- акцент на интерьере;
- излишества в использовании конструктивных элементов: лестниц, дверей, балконов, столбов.
Однако новомодный стиль быстро надоел, да и разочаровал архитекторов. Ностальгия по старому, доброму, вечному вылилась в новое явление – неоклассицизм.
Ретроспективизм или сталинский ампир
В узком смысле ретроспективизм и есть неоклассицизм, в широком же – термин включает в себя ещё и русский стиль 1900-1917 веков.
Ретроспективисты опирались на образцы российского классицизма, итальянского Ренессанса (палладианство), ампира и частично позднего барокко.
Их стремление к полной реконструкции исторического стиля, старины не всегда оправдывалось. В сочетании с современными функционально-планировочными структурами здания приобретали больше модернистские черты, нежели классические.
Некоторые из неоклассиков (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко) позже станут ведущими специалистами сталинской архитектуры.
Новые взгляды на архитектуру
Цикл статей А. Бенуа о красоте старого Санкт-Петербурга вызвал незамедлительную реакцию со стороны современников. Художник словно открыл глаза архитекторам, показал незыблемость, вечность традиций классицизма. Неоклассицизм стремительно вошёл в обе столицы, а затем и в провинции. И хотя в Москве и Санкт-Петербурге этот стиль проявился наиболее ярко, в глубинке неоклассицизм задержался на более долгий период.
Главной идеей неоклассиков стала опора на традиции «золотого века» и возврат к корням русского зодчества того периода. Петербург возрождался, олицетворяя историческую причастность к общеевропейской культуре.
В последствии появился стиль конструктивизм. Он возник в начале прошлого столетия в рамках авангардистского направления искусства. Родиной его являлась советская Россия. Конструктивизм в архитектуре, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения.
Интерьер
Для оформления интерьера в стиле неоклассицизма характерны пастельные тона: бежевый, коричневый, золотой, голубой.
Стены отделывались тканями на манер греко-римских драпировок или оклеивались обоями с классическим рисунком.
Для расширения пространства использовались зеркальные витражи, украшенные цветочными гирляндами. Шторы – из плотных шёлковых тканей с драпировками и жабо. Важные детали – полукруглый ламбрекен и резные карнизы. Убранство комнат изящное, благородное, без излишеств; главенствуют античные рельефные формы.
Напольное покрытие – истинное произведение искусства. Главным образом – это паркет редкостных пород дерева (дуб, палисандр, красное дерево). На потолке – лепнина, превращающая помещение в дворцовый зал.
В отличие от «старого» классицизма, мебель более изящна, нежных тонов, гармонирует с общим декором комнаты. Предметов мебели немного, чтобы не перегрузить общее пространство. Кресла, диваны, мини-столики, буфеты с фарфоровыми элементами, бюро-цилиндры и секретеры удобны и функциональны.
Для отделки мелких деталей (ручек, замков, скульптур) используется бронза; это гармонирует с позолоченными рамами картин и зеркал. Камины и большие скульптуры – из мрамора. Дополняют уют торшеры с абажурами из дорогих тканей и хрустальные люстры.
Подобный интерьер актуален и в наше время, особенно в старых постройках с высокими потолками и просторными помещениями, а также в особняках.
Искусство: представители стиля
Как и любое другое художественное направление, неоклассицизм охватил не только архитектуру, но и живопись, скульптуру, музыку и литературу. Античность завоёвывает в этот период внимание практически всего мира. Это возрождение породило развитие множества стилевых течений и форм.
Живопись
Художники с археологической точностью воссоздают не только греко-римские костюмы, но и декор древности, средневековья, а это маньеризм и модернизм в живописи. Однако именно Рим стал главным центром неоклассицистической реформы. Сюда стекаются живописцы из всего мира, чтобы по-новому взглянуть на творчество прошлого.
Неоклассицистическая живопись XVIII века приобретает академический характер. Юные художники проводят много времени в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй.
Среди европейских художников, работающих в этом русле, можно выделить имена немецкого художника Антона Рафаэля Менгса и французского живописца Давида.
Представители русского неоклассицизма в начале XX века были объединены общей идеей: противостоять надвигающемуся в стране хаосу и диссонансу в искусстве и жизни. Для них важно было возродить красоту, в поисках которой они и обращаются к античности. Серов, Петров-Водкин, Серебряков и другие художники, пользующиеся разными стилями, подходами к творчеству в сложный, переломный для России период, соединились в поиске гармонии.
Скульптура и декоративное искусство
Здесь также всё внимание обращено к античности. Скульптурные композиции, украшающие Версаль, Веймар, Петербург, сдержанны и спокойны.
Рациональность главенствует во всём: в застывшем движении, в идее и даже в расположении фигур.
В декоративном искусстве утверждение неоклассицизма было сопряжено с отрицанием орнаменталистики стиля рококо. Преобладают классические мотивы античности и строгая осевая симметрия как в Готике. Произведения из керамики и серебра становятся на пике моды.
Музыка
Неоклассицизм в музыке связан, прежде всего, с именем И. Ф. Стравинского, призывавшего вернуться «назад, к Баху». Музыканты стремились имитировать произведения раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя свой стиль музыке позднего романтизма, перегруженной эмоционально и технически.
Литература
В литературе неоклассицизм не проявил себя очень ярко. В основном направление коснулось украинской и русской поэзии. Однако крупных творческих индивидуальностей среди русских неоклассицистов замечено не было.
Деятели
Неоклассицизм в той или иной степени относится к таким мастерам, как:
- Адам Джон Нэш, Александр Томпсон (Англия); Лангханс (Германия), Жак Анж Габриель (спланировал «Площадь Согласия и «Малый Трианон» в Версале), Жан-Франсуа Шальгрен, Александр-Теодор Броньяр, Леду, (Франция), Андреян Захаров (Россия) – архитектура.
- Э. А. Бурдель, А. Майоль (Франция), К. Миллес (Швеция), А. Г. Вигеланн (Норвегия), А. Т. Матвеев, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров (Россия) – скульптура.
- Ф. Ходлер (Швейцария), З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев, К. Брюллов (России), П. Пюви де Шаванн, М. Дени (Франция) – живопись.
- М. П. Мусоргский, М. Равель – музыка.
Современные дизайн-проекты ванных комнат небольшого размера.
Интересные идеи применения черных обоев для стен в квартирах вы узнаете в этой статье.
Дизайн маленького коридора в хрущевке: https://trendsdesign.ru/home/hall/originalnyj-dizajn-malenkogo-koridora.html
Французский неоклассицизм и романтизм Жака-Луи Давида
Выводы
Итак, неоклассицизм, как эстетическое направление и стиль, продолжил традиции, начатые академическим классицизмом, но внёс в него больше лёгкости, изящности, а также новые формы и интерпретации. Оформить современный интерьер в светлых тонах в духе неоклассицизма можно и сейчас, в наше время. Ведь красота и изящество, благородство и традиции всегда остаются в моде. А дизайн гостиной фотообоями с иллюстрациями неоклассиков только поддержат дух тех времен.
Стили в архитектуре менялись только так. Но и хорошо, нам теперь есть хоть на что полюбоваться. В каждом из этих стилей есть своя красота, свое изящество и свое величие. Это не то что наши крупнопанельные дома, которые все на одно лицо: безликие, серые, похожие на нашу серую жизнь, и в которых нет и следа от какого бы то ни было изящества и величия. Стиль неоклассицизма мне лично по душе.
Альмира, зато в хрущевках множество людей получило крышу над головой – это куда важнее, чем просто любоваться шикарными зданиями. В этих зданиях, конечно, жили, но жили единицы. А то, что в стародавние времена люди работали над архитектурой – никто не спорит. И у них это замечательно получалось, нам на зависть. Сейчас же мы с удовольствием созерцаем эти творения.