Неоклассицизм и его творения

2

Древнюю Грецию по праву называют «колыбелью цивилизации». Она подарила миру замечательные памятники искусства и архитектуры. Не удивительно, что эстетика и каноны античности стали основой явления, охватившего большую часть Европы в XVII-XVIII веках, — классицизма. Спустя столетие начинается новый виток развития направления и стиля, получившего своё название, — неоклассицизм.

История возникновения

Неоклассицизм – художественное явление, которое понимается на Западе и Востоке по-разному.

Русское восприятие

В русской культуре так принято называть группу стилистических направлений, господствовавших на рубеже XIX-XX веков. Их объединяет обращение к истокам искусства античности, стиля Ренессанса, классицизма (а в музыке – барокко). В России (и Германии) неоклассицизмом называют ретроспективный стиль начала XX столетия.

Появился неоклассицизм в противовес возникшему в конце XIX века архитектурному стилю модерн, не сумевшему обрести монументальность и завоевать главную стилистическую арену. И уже в самом начале двадцатого столетия грёзы по образцовому прошлому вылились в течения, получившие обобщённое название, — ретроспективные.

Неоклассицизм в архитектуре России

Неоклассицизм в архитектуре России

Толчком к восхождению неоклассицизма стал цикл статей художника и критика Александра Бенуа (1900 г.), восхвалявшего неповторимую красоту старого Петербурга. Так внимание общественности было привлечено к уже забытому классицистическому наследию.

Сначала движение охватило Санкт-Петербург, затем Москву, далее проникло и в провинциальные города.

Однако более глобально стиль выразился в архитектуре северной столицы, поэтому многие считают это явление специфически петербургским. В противовес модерну и другим новомодным стилям неоклассицизм возвратил невский город к своим корням.

конструктивизм в архитектуре

Западный неоклассицизм

В западном искусствоведении этот термин используют в архитектуре и живописи по отношению к классицизму, возникшему во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Европейский неоклассицизм (т. е. новый классицизм) включает в себя несколько стилей, начиная от ампира и заканчивая поздним бидермейером.

Не следует путать два понимания термина: западноевропейское и русское.

Французы называют классицизмом стиль XVII века (стиль Людовика XIV), а неоклассицизмом — стиль второй половины XVIII столетия, т.е. стиль Людовика XVI. Для российских и немецких искусствоведов традиционный классицизм — явление XVIII века, а под неоклассицизмом понимается ретроспективизм начала XX столетия. Такое двойственное понимание нового классицизма не раз вводило в заблуждение начинающих специалистов.

неоклассицизм в архитектуре

Архитектура

Наиболее ярко неоклассицизм проявился в архитектуре. Во Франции он нашёл отражение большей частью в проектах общественных зданий, которым придавались суровые, тяжеловесные формы. В Англии же в этом стиле строились в основном частные усадьбы и городские дома.

Манера английских архитекторов кардинально отличалась: формы строений, наоборот, были лёгкими и изящными, а интерьер – ярким и декоративным.

Следует упомянуть о значимом в Англии стиле, называемым «стилем Адама», творцом которого считается Роберт Адам (1728-1792). В 1754 году он совершил путешествие в Италию, после чего стал страстным поклонником античности. Стиль Адама был легко узнаваем и отличался своеобразием.

Сторонники русского неоклассицизма исходили больше из собственных традиций, хотя черпали свои формы и принципы в великом античном искусстве Греции, Рима, в архитектуре эпохи Возрождения и русско-французского классицизма XVIII-XIX веков.

неоклассицизм +в архитектуре, эпоха неоклассицизма, неоклассицизм +в живописи, неоклассицизм +в интерьере,

Отличие от классицизма

Важно отметить, что русский неоклассицизм, основываясь на старом, добром классицизме, всё-таки во многом отличается от него.

Новые классики часто смешивали образы, сюжеты и мотивы античности и Ренессанса, стремились выразительно подчеркнуть классические формы и детали или, напротив, резко сократить их.

Даже материалы использовались иные: естественный камень, а не белые отштукатуренные колонны.

Неоклассицисты опирались на ордерную систему, соблюдали пропорции, стремились к уюту и гармонии. Украшали здания фронтонами, листьями, раковинами, античными фигурами.

Однако интерпретация античных мотивов была несколько иная: это был не идеал, а условный код, через который воспринимался и отражался реальный мир. Зачастую решения неоклассиков называли античной реминисценцией.

Кинотеатр в Уфе в стиле неоклассицизм

Главные отличительные особенности архитектуры неоклассицизма:

  • изящность;
  • лёгкость;
  • прямолинейность.

Кризис модерна

Как уже было сказано, в конце XIX века в Европе и России сформировался абсолютно новаторский стиль, называемый модерном. Его отличали такие особенности, как:

  • отказ от прямых линий и углов;
  • использование новых технологий и материалов (стекло, металл);
  • сочетание эстетики и функциональности в архитектуре строений;
  • акцент на интерьере;
  • излишества в использовании конструктивных элементов: лестниц, дверей, балконов, столбов.

Однако новомодный стиль быстро надоел, да и разочаровал архитекторов. Ностальгия по старому, доброму, вечному вылилась в новое явление – неоклассицизм.

модерн в интерьере

Ретроспективизм

В узком смысле ретроспективизм и есть неоклассицизм, в широком же – термин включает в себя ещё и русский стиль 1900-1917 веков.

Ретроспективисты опирались на образцы российского классицизма, итальянского Ренессанса (палладианство), ампира и частично позднего барокко.

Их стремление к полной реконструкции исторического стиля, старины не всегда оправдывалось. В сочетании с современными функционально-планировочными структурами здания приобретали больше модернистский оттенок, нежели классический.

Некоторые из неоклассиков (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко) позже станут ведущими специалистами сталинской архитектуры.

Эклектика в архитектуре

Новые взгляды на архитектуру

Цикл статей А. Бенуа о красоте старого Санкт-Петербурга вызвал незамедлительную реакцию со стороны современников. Художник словно открыл глаза архитекторам, показал незыблемость, вечность традиций классицизма. Неоклассицизм стремительно вошёл в обе столицы, а затем и в провинции. И хотя в Москве и Санкт-Петербурге этот стиль проявился наиболее ярко, в глубинке неоклассицизм задержался на более долгий период.

Главной идеей неоклассиков стала опора на традиции «золотого века» и возврат к корням русского зодчества того периода. Петербург возрождался, олицетворяя историческую причастность к общеевропейской культуре.

Интерьер

Для оформления интерьера в стиле неоклассицизма характерны пастельные тона: бежевый, коричневый, золотой, голубой.

Стены отделывались тканями на манер греко-римских драпировок или оклеивались обоями с классическим рисунком.

Эпоха неоклассицизмаДля расширения пространства использовались зеркальные витражи, украшенные цветочными гирляндами. Шторы – из плотных шёлковых тканей с драпировками и жабо. Важные детали – полукруглый ламбрекен и резные карнизы. Убранство комнат изящное, благородное, без излишеств; главенствуют античные рельефные формы.

Напольное покрытие – истинное произведение искусства. Главным образом — это паркет редкостных пород дерева (дуб, палисандр, красное дерево). На потолке – лепнина, превращающая помещение в дворцовый зал.

В отличие от «старого» классицизма, мебель более изящна, нежных тонов, гармонирует с общим декором комнаты. Предметов мебели немного, чтобы не перегрузить общее пространство. Кресла, диваны, мини-столики, буфеты с фарфоровыми элементами, бюро-цилиндры и секретеры удобны и функциональны.

Для отделки мелких деталей (ручек, замков, скульптур) используется бронза; это гармонирует с позолоченными рамами картин и зеркал. Камины и большие скульптуры – из мрамора. Дополняют уют торшеры с абажурами из дорогих тканей и хрустальные люстры.

Подобный интерьер актуален и в наше время, особенно в старых постройках с высокими потолками и просторными помещениями, а также в особняках.

Современный неоклассицизм

Искусство

Как и любое другое художественное направление, неоклассицизм охватил не только архитектуру, но и живопись, скульптуру, музыку и литературу. Античность завоёвывает в этот период внимание практически всего мира. Это возрождение породило развитие множества стилевых течений и форм.

Живопись

Художники с археологической точностью воссоздают не только греко-римские костюмы, но и декор древности, а также средневековья и Ренессанса. Однако именно Рим стал главным центром неоклассицистической реформы. Сюда стекаются живописцы из всего мира, чтобы по-новому взглянуть на творчество прошлого.

Неоклассицистическая живопись XVIII века приобретает академический характер. Юные художники проводят много времени в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй.

Среди европейских художников, работающих в этом русле, можно выделить имена немецкого художника Антона Рафаэля Менгса и французского живописца Давида.

Представители русского неоклассицизма в начале XX века были объединены общей идеей: противостоять надвигающемуся в стране хаосу и диссонансу в искусстве и жизни. Для них важно было возродить красоту, в поисках которой они и обращаются к античности. Серов, Петров-Водкин, Серебряков и другие художники, пользующиеся разными стилями, подходами к творчеству в сложный, переломный для России период, соединились в поиске гармонии.

искусство неоклассицизма

Скульптура и декоративное искусство

Здесь также всё внимание обращено к античности. Скульптурные композиции, украшающие Версаль, Веймар, Петербург, сдержанны и спокойны.

Рациональность главенствует во всём: в застывшем движении, в идее и даже в расположении фигур.

В декоративном искусстве утверждение неоклассицизма было сопряжено с отрицанием орнаменталистики рококо. Преобладают классические мотивы античности и строгая осевая симметрия. Произведения из керамики и серебра становятся на пике моды.

Скульптура неоклассицизма

Музыка

Неоклассицизм в музыке связан, прежде всего, с именем И. Ф. Стравинского, призывавшего вернуться «назад, к Баху». Музыканты стремились имитировать произведения раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя свой стиль музыке позднего романтизма, перегруженной эмоционально и технически.

Литература

В литературе неоклассицизм не проявил себя очень ярко. В основном направление коснулось украинской и русской поэзии. Однако крупных творческих индивидуальностей среди русских неоклассицистов замечено не было.

Деятели

Неоклассицизм в той или иной степени относится к таким мастерам, как:

  • Адам Джон Нэш, Александр Томпсон (Англия); Лангханс (Германия), Жак Анж Габриель (спланировал «Площадь Согласия и «Малый Трианон» в Версале), Жан-Франсуа Шальгрен, Александр-Теодор Броньяр, Леду, (Франция), Андреян Захаров (Россия) – архитектура.
  • Э. А. Бурдель, А. Майоль (Франция), К. Миллес (Швеция), А. Г. Вигеланн (Норвегия), А. Т. Матвеев, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров (Россия) – скульптура.
  • Ф. Ходлер (Швейцария), З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев, К. Брюллов (России), П. Пюви де Шаванн, М. Дени (Франция) — живопись.
  • М. П. Мусоргский, М. Равель – музыка.
П. Пюви де Шаванн

П. Пюви де Шаванн

дизайн проекты ванных комнат Современные дизайн-проекты ванных комнат небольшого размера.

Интересные идеи применения черных обоев для стен в квартирах вы узнаете в этой статье.

Дизайн маленького коридора в хрущевке: http://trendsdesign.ru/home/hall/originalnyj-dizajn-malenkogo-koridora.html

Французский неоклассицизм и романтизм Жака-Луи Давида

Выводы

Итак, неоклассицизм, как эстетическое направление и стиль, продолжил традиции, начатые академическим классицизмом, но внёс в него больше лёгкости, изящности, а также новые формы и интерпретации. Оформить современный интерьер в светлых тонах в духе неоклассицизма можно и сейчас, в наше время. Ведь красота и изящество, благородство и традиции всегда остаются в моде. А дизайн гостиной фотообоями с иллюстрациями неоклассиков только поддержат дух тех времен.

Поделиться
Записи по теме
2 комментария
  1. Альмира -

    Стили в архитектуре менялись только так. Но и хорошо, нам теперь есть хоть на что полюбоваться. В каждом из этих стилей есть своя красота, свое изящество и свое величие. Это не то что наши крупнопанельные дома, которые все на одно лицо: безликие, серые, похожие на нашу серую жизнь, и в которых нет и следа от какого бы то ни было изящества и величия. Стиль неоклассицизма мне лично по душе.

    • Наталья -

      Альмира, зато в хрущевках множество людей получило крышу над головой — это куда важнее, чем просто любоваться шикарными зданиями. В этих зданиях, конечно, жили, но жили единицы. А то, что в стародавние времена люди работали над архитектурой — никто не спорит. И у них это замечательно получалось, нам на зависть. Сейчас же мы с удовольствием созерцаем эти творения.

Комментировать